Полипропиленовые трубы сегодня широко используются для монтажа трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения и технологических трубопроводов.

Полипропиленовые трубы выполнены на самом деле не из самого полипропилена, а из его производной, называемой часто PPRC (Poly Propylene Random Copolymer). В то же время этот сополимер обладает свойствами, которыми обладает и химически чистый полипропилен – значительная прочность, высокие температурные показатели, высокое тепловое сопротивление, малая стоимость, безопасность в экологическом плане.

Полипропиленовые трубы

Именно поэтому трубы, выполненные из этого материала, а также полипропиленовые фитинги получили очень широкое распространение.

Популярность труб из полипропилена объясняется тем, что при всех эксплуатационных свойствах, присущих стальным трубам, этот вид полимерных труб обладает свойствами, которыми не обладают трубы стальные, а это долговечность, связанная с отсутствием коррозии, простота и удобство сборки, весовые параметры, пластичность, дешевизна и пр.

Стоит отметить, что прочность, высокие температурные показатели, предельно допустимое давление ряд других показателей у стальных труб все же выше. Поэтому в этих областях альтернативы стальным трубам нет. Однако таких трубопроводов, по которым проходит среда с температурой выше 100°С и чрезвычайно высоким давлением, не так уж много.

Поэтому для транспортировки сред с неэкстремальными эксплуатационными показателями полипропиленовые трубы стали безальтернативными, вытеснив стальные.

Так, в жилых городских и загородных домах, магазинах, палатках, различного рода складах и пр. трубопроводы горячего и холодного отопления уже давно делаются из полипропиленовых труб.

При замерзании жидкости в трубах из полипропилена они не разрушаются, а увеличиваются в диаметре и при оттаивании вновь приобретают прежний размер.

Это крайне актуально для загородных домов, а также торговых палаток, так как в этих зданиях нередки случаи отключения электроэнергии и как следствие, остановка работы котла, в результате чего теплоноситель, находящийся в трубах, может замерзнуть.

Поэтому, даже если теплоноситель замерзнет в трубопроводе, это не приведет к разрушениям полипропиленовых труб, так как после оттаивания трубы готовы опять к работе.

Основными способами соединений полипропиленовых труб при монтаже являются:

— контактная сварка в раструб;

— резьбовое соединение с металлическими трубопроводами;

— соединение с накидной гайкой;

— соединение на свободных фланцах.

Контактная сварка в раструб осуществляется при помощи нагревательного устройства (сварочный аппарат), состоящего из гильзы для оплавления наружной поверхности конца трубы и дорна для оплавления внутренней поверхности раструба соединительной детали или корпуса арматуры

Контактная раструбная сварка включает следующие операции:

— на сварочном аппарате установить сменные нагреватели необходимого размера;

— включить сварочный аппарат в электросеть, рабочая температура на поверхности сменных нагревателей (+260 °С) устанавливается автоматически. Сигналом готовности сварочного аппарата к работе является выключение сигнальной лампочки;

— на конце трубы снять фаску под углом 30 град.;

— конец трубы и раструб соединительной детали перед сваркой очистить от пыли и грязи и обезжирить;

— на трубе нанести метку (или установить ограничительный хомут) на расстоянии от торца трубы до метки (или до края хомута), равном глубине раструба соединительной детали плюс 2 мм. Величина расстояния от торца трубы до метки для различных диаметров приведена в таблице

После каждой сварки необходима очистка рабочих поверхностей дорна и гильзы нагревательного устройства от налипшего материала.

При выполнении технологической операции «нагрев» не допускается отклонение осевой линии трубы от осевой линии нагревательного устройства более чем на 5 град. Для диаметров труб более 32 мм, в случае если длина участка трубы более 2 м, необходимо использовать дополнительные подставки, обеспечивающие соосность трубы и нагревательного устройства.

Во время охлаждения запрещается производить любые механические воздействия на трубу или соединительную деталь после сопряжения их оплавленных поверхностей с целью более точной установки.

Внешний вид сварных соединений должен удовлетворять следующим требованиям:

— отклонение между осевыми линиями трубы и соединительной детали в месте стыка не должно превышать 5 град;

— наружная поверхность соединительной детали, сваренной с трубой, не должна иметь трещин, складок или других дефектов, вызванных перегревом деталей;

— у кромки раструба соединительной детали, сваренной с трубой, должен быть виден сплошной (по всей окружности) валик оплавленного материала, слегка выступающий за торцевую поверхность соединительной детали.

Контактную сварку полипропиленовых труб и деталей трубопровода следует проводить при температуре окружающей среды не ниже 0 °С. Место сварки следует защищать от атмосферных осадков и пыли.

Соединение на свободных фланцах осуществляется с помощью втулок с буртом, привариваемых контактной сваркой на концы труб, и установкой на них свободно вращающихся фланцев.

При сварке полипропиленовых труб диаметром более 40 мм следует использовать центрирующие приспособления.

Для получения разъемных соединений полипропиленовых труб с металлическими трубами или арматурой применяют соединение с накидной гайкой.

При соединении металлических труб с резьбовыми соединительными деталями из полипропилена уплотнение осуществляется фторопластовой лентой (ФУМ) или другим уплотнительным материалом.